Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ответственность, предусмотренная за нарушение избирательного законодательства

Избирательное законодательство Республики Беларусь закрепляет фундаментальные принципы демократического общества: равенство избирательных прав и свобода волеизъявления граждан. Нарушение этих норм влечет за собой различные виды ответственности: административную, уголовную и гражданско-правовую. Рассмотрим подробно, какие санкции предусмотрены законодательством и как адвокат может помочь защитить права граждан или участников избирательного процесса.

Административная ответственность

Нарушения избирательного законодательства, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП), включают:

  • незаконную агитацию;
  • >повреждение или уничтожение избирательных документов;
  • создание препятствий в работе избирательных комиссий;
  • нарушения порядка финансирования избирательных кампаний.

Санкции за эти правонарушения включают предупреждения, штрафы в размере от 5 до 50 базовых величин, а в некоторых случаях административный арест.

Статья 52 Избирательного кодекса Республики Беларусь. Проведение голосования на участке для голосования

Запрещается выносить выданный бюллетень за пределы помещения для голосования, а также осуществлять фото- и видеосъемку заполненного бюллетеня.

Статья 10.9. Нарушение законодательства о выборах, референдуме, реализации права законодательной инициативы граждан

Проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, либо непредставление Центральной избирательной комиссии, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов необходимых документов или невыполнение их решений, нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии по референдуму установленного законом порядка подсчета голосов, а равно другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов или о реализации права законодательной инициативы граждан – влекут наложение штрафа в размере до 15 базовых величин.

Статья 24.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, – влечет наложение штрафа в размере от 2 до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых величин.

Сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до ста процентов от суммы (стоимости) предмета административного правонарушения с его конфискацией или без конфискации.

Примечание. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, выполнение работ, оказание услуг лицом для целей возмещения собственных расходов, обусловленных привлечением его к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

  1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от 50 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
  2. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от 50 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
  3. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает строгие наказания за более серьезные нарушения, включая:

  • фальсификацию избирательных документов (статья 192 УК);
  • подкуп избирателей (статья 191 УК);
  • воспрепятствование свободному осуществлению избирательного права или работе избирательных комиссий (статья 193 УК);
  • использование служебного положения для влияния на результаты выборов (статья 424 УК).

Наказания за данные преступления варьируются от крупных штрафов и исправительных работ до лишения свободы на срок до 5 лет.

Статья 293. Массовые беспорядки

  1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, – наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет со штрафом или без штрафа.
  2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, – наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом или без штрафа.
  3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 361-2 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом или без штрафа.

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

  1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет, или лишением свободы на срок до 4 лет.
  2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

Статья 342-2. Неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий 

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, – наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

Статья 357. Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти

  1. Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем, – наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет со штрафом или без штрафа.
  2. Захват либо удержание государственной власти неконституционным путем – наказываются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет со штрафом или без штрафа.
  3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, повлекшие гибель людей либо сопряженные с убийством, – наказываются лишением свободы на срок от 10 до 25 лет со штрафом или без штрафа, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью.

Примечание. Участник заговора или иных действий, совершенных с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем, освобождается от ответственности по части первой настоящей статьи, если он своевременно и добровольно заявил о преступлении государственным органам и активно способствовал его выявлению.

Статья 361. Призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

  1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом или без штрафа.
  2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом или без штрафа.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от 4 до 12 лет со штрафом или без штрафа.

Статья 361-1. Создание экстремистского формирования либо участие в нем 

  1. Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением – наказываются ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом или без штрафа.
  2. Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 6 до 10 лет со штрафом или без штрафа.
  3. Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без штрафа.

Примечания:

  1. Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье и статьям 361–4 и 361–5 настоящего Кодекса, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.
  2. Под преступлением экстремистской направленности в настоящей статье понимаются преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное настоящим Кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой–либо социальной группы.

Статья 361-2. Финансирование экстремистской деятельности

  1. Предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом или без штрафа.
  2. Те же деяния, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом.

Примечание. Лицо, совершившее финансирование экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если оно своевременно заявило о содеянном и (или) иным образом способствовало предотвращению или выявлению этого преступления.

Статья 361-4. Содействие экстремистской деятельности 

  1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности – наказываются ограничением свободы на срок до 4 лет или лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без штрафа.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом или без штрафа.

Статья 361-5. Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности

Прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности, – наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Статья 367. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь

  1. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет.
  2. То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за клевету или оскорбление, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 6 лет.

Статья 368. Оскорбление Президента Республики Беларусь

  1. Публичное оскорбление Президента Республики Беларусь – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за оскорбление или клевету, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Под оскорблением в настоящей статье, статьях 369, 391 и 444 настоящего Кодекса понимается умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

Статья 369-3. Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях

Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 настоящего Кодекса, – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером ущерба в настоящей статье признается размер ущерба, в пятьсот и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Статья 370. Надругательство над государственными символами

Надругательство над Государственным гербом Республики Беларусь, Государственным флагом Республики Беларусь, Государственным гимном Республики Беларусь – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Роль адвоката Коноплянников а Д.А. в защите избирательных прав

Адвокат адвокат по уголовному праву играет ключевую роль как в предотвращении нарушений, так и в защите прав граждан и кандидатов. Основные направления работы адвоката включают:

  1. Юридическое консультирование:
    • анализ нормативных актов, таких как Избирательный кодекс Республики Беларусь, КоАП и УК;
    • разъяснение прав и обязанностей избирателей, кандидатов и членов избирательных комиссий.
  2. Представление интересов клиента:
    • защита в административных делах, связанных с нарушением избирательного законодательства;
    • участие в судебных разбирательствах, включая подготовку исков, жалоб и заявлений.
  3.  Профилактика нарушений:
    • разработка стратегий ведения избирательных кампаний с учетом законодательства; 
    • проверка соблюдения правил финансирования и отчетности.

Адвокат по уголовным делам Коноплянников Дмитрий Анатольевич может обжаловать неправомерные действия или бездействие избирательных комиссий в судебном порядке, что важно для восстановления справедливости в ходе избирательного процесса.

Противодействие нарушениям избирательного законодательства

Для обеспечения честных выборов необходима работа на нескольких уровнях:

  1. Укрепление правовой базы. Постоянное обновление законодательства в соответствии с международными стандартами позволяет более эффективно предотвращать нарушения. Например, усиливается ответственность за использование административного ресурса.
  2. Обучение участников избирательного процесса. Адвокаты и юристы проводят тренинги для кандидатов, членов комиссий и наблюдателей, разъясняя основные нормы законодательства.
  3. Общественный контроль. Независимые наблюдатели и представители гражданского общества играют важную роль в предотвращении нарушений. Адвокаты часто сотрудничают с такими организациями, предоставляя юридическую поддержку.

Нарушение избирательного законодательства подрывает основы демократического общества. Однако правовая система Республики Беларусь предлагает эффективные механизмы защиты, если действовать своевременно и грамотно. Помощь квалифицированного адвоката Коноплянникова Д.А. позволяет не только восстановить справедливость, но и минимизировать негативные последствия. Если вам требуется консультация или защита ваших прав, обратитесь за помощью к опытному адвокату – это первый шаг к успешному решению вашей проблемы.

« Предыдущая запись | Следующая запись »