Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Вопросы депортации из Беларуси. Как мирно урегулировать данную проблему?

Законодательство Республики Беларусь вполне чётко предусматривает, что иностранные граждане, а также лица без гражданства могут быть депортированы. Иными словами – их по сути выдворяют за пределы нашей страны.

В ст. 6.11 КоАП Республики Беларусь указано, что депортация заключается в административном выдворении за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина и лица без гражданства. Депортация может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Чаще всего депортация гражданина применяется органом административного производства за совершение следующих административных правонарушений:

  • статья 23.29. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь;
  • ст. 23.31. Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь;
  • статья 23.55. Нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вопросы депортации урегулированы положением «О порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства», которое утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 года № 333 с последующими дополнениями и изменениями.

В соответствии с постановлением о депортации иностранец может быть депортирован в одно из следующих государств:

  • гражданской принадлежности;
  • обычного места жительства;
  • ходатайствующего о его выдаче;
  • с территории которого он прибыл в Республику Беларусь;
  • изъявившего желание его принять;
  • с которым Республика Беларусь заключила соглашение о реадмиссии.

В постановлении по делу об административном правонарушении, за которое предусмотрена депортация, при принятии решения о депортации, в том числе решается вопрос о сроке запрета въезда в Республику Беларусь.

Срок запрета въезда в Республику Беларусь (от 6-и месяцев до 5-и лет) устанавливается с учётом обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о депортации, а также иных сведений, характеризующих личность иностранца и связанных с его пребыванием в Республике Беларусь.

Остальные вопросы, связанные с депортацией, возможность приостановления, прекращения или обжалования принятого решения регламентированы Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ПиКоАП).

На основании ст. 20.4 ПиКоАП, депортация может быть приостановлена:

  • в случае обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь – на срок до принятия решения по такому ходатайству и истечения срока для обжалования принятого решения либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы;
  • в случае обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении убежища в Республике Беларусь – до принятия решения по такому ходатайству;
  • если иностранный гражданин является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлению, связанному с торговлей людьми, либо оказывает помощь органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, при наличии мотивированного ходатайства такого органа – до принятия решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми;
  • если иностранный гражданин является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу – до прекращения уголовного преследования или постановления оправдательного приговора.

В соответствии со ст. 13.4 ПиКоАП, исполнение административной депортации прекращается в случае:

  • принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
  • смерти лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • отмены постановления;
  • предоставления лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
  • возникновения предусмотренных законодательными актами обстоятельств, при которых лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, не может быть возвращено или выслано на территорию иностранного государства;
  • осуждения лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, к наказанию в виде лишения свободы;
  • освобождения от административного взыскания по решению Президента Республики Беларусь.

Кроме того, следует отметить, что в некоторых случаях, регламентированных ст. 14.7 ПиКоАП, при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде депортации, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение депортации на срок до 6-и месяцев.

Процедура обжалования депортации предусмотрена ст. 12.4 ПиКоАП. Так, жалоба на постановление по делу о наложении депортации может быть подана в течение 5-и суток со дня объявления постановления. Поданная жалоба на постановление о депортации рассматривается судом в трёхдневный срок со дня поступления.

Когда в Беларуси применяется депортация?

Законодатель определяет несколько оснований, по которым к иностранным гражданам может быть применена депортация. В частности, это совершение 5 и более административных правонарушений в течение 12 месяцев. Это могут быть нарушения правил дорожного движения, нарушение правопорядка, неуплата налогов, незаконная торговля и другие проступки.

Чаще всего депортация применяется за совершение следующих правонарушений:

  • незаконное пересечение Государственной границы;
  • нарушение режима Государственной границы;
  • нарушение законодательства о правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства на территории белорусского государства.

В отличие от депортации, высылка может быть применена к иностранцу за однократное совершение таких правонарушений как:

  • распитие спиртных напитков в общественном месте;
  • появление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в общественном месте или на работе;
  • хулиганство;
  • нанесение лёгких телесных подтверждений;
  • другие правонарушения.

В практике случались случаи, когда граждан иностранных государств депортировали за незаконную торговлю, распитие пива на улице, заражение венерическим заболеванием.

Депортация иностранных граждан

Высылка из Республики Беларусь состоит в выдворении иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с Законодательством. Иностранец может быть подвергнут высылке из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан, а также после освобождения из арестного дома, если он не может быть подвергнут депортации. Вопросы высылки урегулированы Законом от 4 января 2010 года № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Важно! Решение о высылке может быть принято органом внутренних дел или органом государственной безопасности.

Высылка осуществляется путём добровольного выезда иностранца или в принудительном порядке. Депортация иностранных граждан в принудительном порядке осуществляется, если:

  • имеются основания полагать, что иностранец может уклониться от исполнения решения о высылке путём добровольного выезда;
  • иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный в решении.

Срок высланному иностранцу на въезд в Республику Беларусь может быть установлен от 6-и до 9-и месяцев.

Основания для приостановления высылки схожи с основаниями для приостановления депортации. Так депортация граждан РФ или других стран приостанавливается:

  • в случае обращения иностранца с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь – на срок до принятия решения и истечения установленного законодательством Республики Беларусь срока для обжалования либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы;
  • в случае обращения иностранца с заявлением о предоставлении убежища в Республике Беларусь – на срок до принятия решения по такому заявлению;
  • по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность – на срок до принятия решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми.
  • если иностранец является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу – на срок до прекращения уголовного преследования либо до вступления в силу оправдательного приговора или осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы;
  • в случае подачи жалобы на решение о высылке – на срок до принятия решения вышестоящим государственным органом об отказе в удовлетворении жалобы либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы.

Депортация из Беларуси граждан РФ или других государств прекращается в случае:

  • предоставления иностранцу статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
  • осуждения иностранца к наказанию, связанному с лишением свободы;
  • возникновения предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь обстоятельств, при которых иностранец не может быть возвращён или выслан в иностранное государство;
  • отсутствия государства, которое согласилось принять иностранца;
  • отпадения оснований, по которым было принято решение о высылке.

Жалобы иностранцев на решения государственных органов Республики Беларусь о высылке могут быть поданы в вышестоящий государственный орган в течение одного месяца со дня ознакомления иностранца с таким решением. Жалобы иностранцев на решения о высылке рассматриваются в месячный срок со дня их подачи.

Порядок депортации иностранных граждан регламентирован Постановлением Совета Министров от 3 февраля 2006 года № 146 «Об утверждении положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь».

Иностранец, присутствующий при рассмотрении вопроса о его высылке, вправе давать объяснения, представлять сведения и документы.

В постановлении указывается:

время и место вынесения постановления;

  • фамилия, инициалы, должность лица компетентного органа, вынесшего постановление;
  • сведения об иностранце, в отношении которого вынесено постановление;
  • сведения о переводчике;
  • обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения вопроса о высылке;
  • обоснование решения с указанием ссылок на акты законодательства;
  • принятое решение;
  • порядок высылки, срок выезда иностранца из Республики Беларусь путём добровольного выезда, срок запрета въезда в Республику Беларусь, государство, в которое высылается иностранец в принудительном порядке;
  • срок и порядок обжалования постановления.

Не указание обязательных элементов в постановлении влечёт нарушение процедуры высылки. А при наличии процессуальных недостатков постановление о высылке нельзя назвать законным.

Постановление о высылке иностранца из Республики Беларусь может быть отменено вышестоящим органом по отношению к компетентному органу, принявшему решение о высылке, или судом, если установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконном или необоснованном решении о высылке, или не соблюдён порядок высылки.

Помощь адвоката Коноплянникова Д.А.

Депортация, в том числе добровольная – это безусловный стресс для любого человека. Могут произойти разные случаи, иногда граждан в буквальном смысле депортируют сразу в аэропорту. Адвокат по миграционному праву Дмитрий Анатольевич является высококвалифицированным специалистом в данной области.

Коноплянников Дмитрий Анатольевич оказывают профессиональную юридическую и правовую помощь всем иностранным гражданам на территории нашей страны. Круг вопросов, входящих в компетенцию Дмитрия Анатольевича широк, начиная от депортации за административные правонарушения и заканчивая общегражданскими вопросами.

Только юрист сможет грамотно оценить ваши шансы на благополучное разрешение данного спора. К большому сожалению, многие дела подобного рода можно разрешить только во второй или третьей инстанции. Коноплянников Д.А. предпримет все попытки, что суд первой инстанции вынес вердикт в вашу пользу!

Помощь адвоката по миграционному праву Коноплянникова Д.А.

Конечно же, с целью оспаривания решения о депортации, гражданину необходимо обратиться за квалифицированной помощью к Дмитрию Анатольевичу. Миграционный адвокат имеет положительный опыт в разрешении вопросов. В перечень его работ входит:

  • анализ ситуации. Изучение документации на предмет правомерности решения и наличия оснований для депортации из РБ;
  • сбор пакета документов. Запрос в различных инстанциях доказательств того, что депортация назначена ошибочно или с нарушением действующего законодательства;
  • обжалование депортации в судебных инстанциях. Подготовка и последующая подача для обжалования постановления в суде о депортации, а также полное юридическое сопровождение и представительство в суде.

Помощь адвоката Коноплянникова А.Д. заключается в следующем:

  • консультации по любым вопросам, которые касаются депортации;
  • оказание правовой помощи в составлении обжалования и жалобы на принятое решение;
  • посещения задержанного доверителя в ИВС с целью выработки грамотной стратегии;
  • участие в качестве защитника по административным делам при вынесении решения о возможной депортации;
  • представление интересов в суде, а также урегулирование вопросов о предоставлении статуса беженца.

Звоните по телефону +375 (25) 957 63 36 и адвокат обеспечит законность вашего пребывания в Республике Беларусь на весь период обжалования решения!