Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Протестная» статья 293 УК РБ: разъяснения, комментарии и ответственность

2020 год оказался весьма сложным для всего человечества в целом и для белорусов в частности. Стык десятилетий предложил нашему народу своеобразную проверку на прочность. И если в начале года мы активно обсуждали, переживали и неустанно следили за ситуацией вокруг распространения коронавируса, то с середины 2020 г. в нашей стране сменился ньюсмейкер. Мы знаем, что 9 августа состоялись выборы Президента РБ и политическая обстановка резко обострилась. Мы не будем вдаваться в подробности противостояния оппозиции с действующей властью, но положение дел у многих изменилось. Всему виной проходившие и проходящие митинги, участие в которых, в отдельных случаях, согласно действующему законодательству, подразумевает наказание по ст.293 УК Республики Беларусь. В связи с этим хотелось быть предоставить развёрнутые ответы на самые популярные вопросы.

Основанием для выбора темы стал активный вызов граждан страны в органы МВД. Главная цель – получить пояснения об участии в акциях протеста. Что же может послужить поводом для приглашения? Их может быть много:

  • фотография в аккаунтах различных социальных сетях;
  • зафиксированный сигнал телефона в местах скопления протестующих;
  • наличие видео-фото доказательств со стороны милиции;
  • непосредственное задержание на месте событий и т.п.

На самом деле наша страна сталкивается с подобным не первый раз. Аналогичная ситуация складывалась и в 2010 году. Поэтому сегодня адвокат Коноплянников Д.А. расскажет обо всех нюансах этой нашумевшей статьи 293 УК РБ.

Статья 293. Массовые беспорядки

Давайте в начале разберёмся, что это за преступление и в чём его суть. Основной и непосредственный объект данного преступления – это основы общественной безопасности. Дополнительными объектами могут являться собственность, здоровье и телесная неприкосновенность людей.

Объективную сторону преступления образует совершение четырех видов действий:

  • организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти (ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК));
  • участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, указанных в ч. 1 ст. 293 УК (ч. 2 ст. 293 УК);
  • обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных ч. 1 ст. 293 УК (ч. 3 ст. 293 УК);
  • финансирование или иное материальное обеспечение деятельности, указанной в ч. 3 ст. 293 УК (ч. 3 ст. 293 УК).

Под массовыми беспорядками понимаются совместные действия значительного количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории. Законодательно не закреплено, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. С учетом специфики преступления количество людей должно быть достаточным для блокирования движения транспорта, пешеходного движения, срыва массового мероприятия, нарушения работы различных учреждений и организаций, т.е. лица, участвующие в массовых беспорядках, в отличие от группового хулиганства, в состоянии контролировать положение на определенной значительной территории.

Организация массовых беспорядков заключается в объединении толпы и вовлечении её в массовые беспорядки, а также в руководстве действиями толпы в ходе таких беспорядков. Организаторы подбирают и организовывают агрессивных людей, склонных к насилию, совершению погромов, поджогов, вооруженному сопротивлению представителям власти, желающих публично выражать свои претензии и недовольства, психически неуравновешенных. Организаторы обеспечивают участников массовых беспорядков оружием или предметами, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Оконченным преступлением организация массовых беспорядков является с момента возникновения массовых беспорядков. В ч. 2 ст. 293 УК установлена ответственность за участие в массовых беспорядках, которое заключается в непосредственном совершении таких действий, как:

  • насилие над личностью;
  • погромы;
  • поджоги;
  • уничтожение имущества;
  • вооружённое сопротивление представителям власти.

Насилие над личностью заключается в нанесении побоев, истязании либо причинении телесных повреждений различной степени тяжести. При квалификации нужно учитывать, что ч. 2 ст. 293 УК охватывается умышленное причинение легких, менее тяжких телесных повреждений, а также причинение по неосторожности телесных повреждений любой тяжести или смерти по неосторожности.

Погромы – это массовые действия, направленные против какой-либо группы населения, сопровождающиеся насилием над личностью, разрушением, разграблением, разорением, осквернением помещений, зданий и сооружений, уничтожением чужого имущества.

Уничтожение имущества означает полное приведение его в негодность.

Поджоги предполагают использование огня в качестве средства повреждения или уничтожения имущества. В случаях совершения умышленного уничтожения или повреждения имущества в ходе массовых беспорядков при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 218 УК, содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по указанным нормам.

Под вооруженным сопротивлением представителям власти необходимо понимать осуществление активного противодействия представителям власти с применением либо угрозой применения огнестрельного, холодного или иных видов оружия. Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 293 УК, является оконченным с момента начала участия в массовых беспорядках безотносительно к наступлению последствий и тяжести причиненного ущерба.

Обучение для участия в массовых беспорядках представляет собой проведение специальных занятий, тренингов по приобретению навыков физического воздействия на человека для нападений, активного сопротивления представителям власти, обучению тактике осуществления групповых насильственных действий. При этом к иной подготовке может быть отнесена, например, разработка планов осуществления насильственных действий и т.п.

Финансирование деятельности по обучению или иной подготовке лиц для участия в массовых беспорядках представляет собой сбор, предоставление денежных средств на указанные цели, а также на приобретение орудий преступления и т.д. Иное материальное обеспечение предполагает предоставление орудий преступления, технических и транспортных средств для обеспечения массовых беспорядков и т.д. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК, сконструирован как усеченный: преступление будет окончено с момента совершения указанных действий. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 293 УК, характеризуется умышленной формой вины, умысел прямой. Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет. От 16 и до 18 лет при рассмотрении таких дел обязательно участие родителей или законных представителей.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 293. Ответственность за массовые беспорядки

Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооружённым сопротивлением представителям власти, – наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.

Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, – наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 8 лет.

Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности – наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Какие права у участников митинга?

Поговорим теперь о митингах или, как сейчас, это называется «мирными акциями протеста» и ответим на самые популярные вопросы. Гражданин имеет право знать, какое административное (уголовное) правонарушение ему вменяют в вину. Он может дать объяснения или отказаться от дачи объяснений, предоставлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства (например, ходатайство вызвать адвоката — у вас есть право на защиту, а также на беспрепятственное и конфиденциальное общение с адвокатом). Вы можете возражать против действий судьи или сотрудника, ведущего административный процесс.

Если вы видите, что ваши права нарушаются и если вы не согласны с обвинениями, то вносите в протокол все свои возражения. Помните, всё, что записано и хранится в материалах дела, потом можно использовать для защиты. Вас должны ознакомить с протоколом об административном правонарушении и всеми материалами дела, вы имеете право делать выписки и сфотографировать документы. А уже после рассмотрения дела в суде – получить копию постановления, подать жалобу на постановление по делу.

Отличия забастовки от митингов и ответственность

Позволить себе забастовку может далеко не каждый трудовой коллектив: есть ограничения, как в организации, так и в участии. А если мотивы забастовки общественно-политические, то это скорее уже митинг или иное массовое мероприятие. В чём отличие и когда наступает ответственность.

Забастовка – это один из способов разрешения коллективного трудового спора.

Забастовку характеризуют четыре элемента (ч. 1 ст. 388 ТК):

  • проводится в трудовом коллективе;
  • имеет временный характер;
  • предполагает только добровольное участие;
  • преследует цель - разрешить трудовой спор.

На заметку Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия по поводу (ст. 377 ТК):

  • условий труда и быта работников;
  • заключения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

О проведении забастовки работники предварительно сообщают нанимателю. Причём письменно и в определённый срок – за две недели до её начала (ч. 1 ст. 390 ТК). Забастовка не означает парализацию всего трудового процесса. В ходе забастовки работники должны выполнять необходимый минимум работ (услуг). Его обычно указывают в коллективном договоре. Кроме того, они обязаны сделать все возможное, чтобы соблюсти закон и общественный порядок, не навредить имуществу (ч. 1 ст. 392 ТК).

Во время забастовки трудовой спор разрешают путём переговоров. Одним из вариантов её окончания является согласие нанимателя удовлетворить требования (п. 2 ст. 394 ТК). Право на забастовку гарантировано Конституцией, но имеет определённые ограничения (ч. 3 ст. 41 Конституции). Так, запрещено участвовать в забастовках:

  • госслужащим (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе);
  • военнослужащим (ч. 3 ст. 7 Закона о статусе военнослужащих);
  • персоналу гражданской авиации воздушного движения и управления полётами (ч. 5 ст. 36 Воздушного кодекса);
  • работникам органов по чрезвычайным ситуациям (абз. 2 ч. 1 п. 113 Положения N 22 от 11.01.2013); - работникам городского электротранспорта и метрополитена (ст. 30 Закона о горэлектротранспорте и метрополитене) и прочее.

Кроме того, политические требования в ходе забастовки могут стать основанием для признания её незаконной. В частности, если они угрожают национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц. Решение о признании забастовки незаконной принимается судом по заявлению нанимателя или прокурора и является обязательным для немедленного исполнения работниками. Иными словами, после вступления в силу решения они обязаны приступить к работе (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 395 ТК).

За участие в незаконной забастовке предусмотрена дисциплинарная ответственность, а если она препятствовала иным работникам выполнять свои трудовые обязанности, то ещё и административная. Таким образом, можно не только потерять работу, но и получить штраф от 20 до 50 БВ (п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК, ч. 3 ст. 9.18 КоАП).

Публичное выражение общественно-политических интересов

Для этого предусмотрены такие массовые мероприятия как митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование. Отличаются они лишь порядком проведения, например, митинг предполагает массовое присутствие граждан в определённом месте под открытым небом, а уличное шествие – их организованное движение по пешеходной или проезжей части улицы, площади (абз. 5, 6 ст. 2 Закона о массовых мероприятиях).

Целями этих массовых мероприятий являются не только выражение общественно-политических настроений, но и:

  • привлечение внимания к каким-либо проблемам;
  • выражение гражданами отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций;
  • решение вопросов, затрагивающих интересы граждан;
  • протест.

Ограничений по участникам в митингах нет. Даже военнослужащие могут их себе позволить, но только в свободное от службы время (ч. 2 ст. 7 Закона о статусе военнослужащих).

Организаторами этих массовых мероприятий могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более тысячи человек. Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше тысячи могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

На заметку! Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Для проведения массового мероприятия нужно заблаговременно (за 15 дней до планируемой даты) подать в исполком заявление с обязательством организаторов об их ответственности. О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до даты планируемого массового мероприятия (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

При этом организаторам придётся учитывать некоторые ограничения. Так, проводить митинг или уличное шествие можно только с 8 до 22 часов. Если митинг планируется, например, у здания суда, прокуратуры или исполкома, потребуется выдержать определённое расстояние - не менее 50 метров (абз. 5 ч. 3, ч. 6 ст. 9 Закона о массовых мероприятиях). Также во время массового мероприятия запрещено:

  • препятствовать движению транспорта и пешеходов;
  • устанавливать палатки, иные временные сооружения;
  • препятствовать сотрудникам ОВД выполнять служебные обязанности;
  • пользоваться незарегистрированными флагами, вымпелами и прочее.

Кроме того, организаторам придётся заключить договоры и оплатить (ч. 3 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях):

  • услуги по охране общественного порядка. Их оказывают ОВД;
  • расходы, связанные с медицинским обслуживанием;
  • уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;
  • другие обстоятельства, влияющие на обеспечение общественной безопасности.

Если все требования по организации и участию в массовом мероприятии соблюдены, то оно считается санкционированным, т.е. разрешённым, законным. Если порядок нарушен, наступает ответственность. В зависимости от последствий – административная или уголовная.

Например, за участие в несанкционированном митинге участнику грозит предупреждение, или административный штраф до 30 БВ, или арест (ч. 1 ст. 23.34 КоАП). Если он участвовал в нем за деньги, то штраф от 30 до 50 БВ или арест (ч. 4 ст. 23.34 КоАП).

Если в ходе несанкционированного массового мероприятия причинены телесные повреждения окружающим или нанесён ущерб в крупном размере, то наступает уголовная ответственность. Это арест либо ограничение или лишение свободы на срок до трёх лет (ст. 369-3 УК).

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооружённого сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожении имущества признают массовыми беспорядками. Такие действия могут повлечь за собой лишение свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 2 ст. 293 УК)..

Как органы МВД могут найти участников несанкционированных митингов?

Сотрудники правоохранительных органов ведут видеосъёмку непосредственно на массовых мероприятиях. Как правило, это лица в гражданской одежде с маленькими камерами в руках. Именно они и фиксирует происходящее. Также сотрудники просматривают аккаунты в социальных сетях, публикации в СМИ, где и находят участников акций.  Существует ещё один способ – это сигнал мобильного телефона, который обнаруживается в местах скопления людей.

Что делать если оказывается давление и могут ли задерживать прямо в отделении милиции?

Каждый гражданин вправе внести в протокол действия сотрудников МВД, которые считает незаконными. Никто не может угрожать, применять физическую силу и заставлять признавать вину в том, что не было совершено. Гражданин РБ может написать соответствующее заявление и подать жалобу в прокуратуру или в суд на незаконные действия правоохранителей.

Что касается задержания, то оно возможно не более чем на 3-ое суток, пока суд не примет решение касательно задержанного. На основании постановления гражданина:

  • признают невиновным;
  • дают предупреждение либо штраф;
  • продолжает отбывать административный арест (часы задержания до суда входят в срок).

Участие адвоката Коноплянникова Д.А. – ваша уверенность и право на защиту

Подобный административный процесс (или уголовный) даже при всей своей простоте требует незамедлительного участия адвоката. Юрист анализирует все обстоятельства дела и даёт своё правовую оценку каждому правонарушению. Однако стоит помнить, что любое дело уникально и требует грамотного и ответственного подхода. Ведь даже от самых незначительных деталей и подробностей зависит ваше будущее.

Однако многие ошибочно полагают, что могут самостоятельно решить вопросы. В большинстве случаях ими движет уверенность в своей невиновности. Также это связано с относительно небольшими размерами штрафные санкций (в случае административных дел). Тем не менее, в данном процессе крайне важно прибегнуть к помощи адвоката Коноплянникова Д.А.

Привлечение Дмитрия Анатольевича избавит от нарушений процессуальных норм и порядка ведения процесса. Стоит помнить, что должны быть соблюдены действующие положения ПИКоАП РБ. Свою деятельность юрист осуществляет в рамках ст.4,5 ПИКоАП РБ и выступает в качестве защитника прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого начался административный процесс. Также в круг ответственности адвоката входит:

  • выступать в роли представителя;
  • оказание юридической помощи потерпевшему;
  • содействие индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу.

Коноплянников Д.А. поможет избежать ошибок при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях. Также он произведёт проверку всей документации и материалов дела, обращая пристальное внимание на источники доказательств и их обоснованность. При необходимости юрист подаст жалобу на процессуальные действия и решения принятые в ходе административного дела.

Коноплянников Д.А. в ходе административного или уголовного процесса выполняет следующие действия:

  • следит за строгим соблюдением органом или лицом, ведущим административный процесс, всех процессуальных норм;
  • проверяет соблюдение сроков привлечения к административной ответственности, указанных в КоАП;
  • осуществляется проверка наличия в действиях (или же, наоборот, бездействиях) лица, в отношении которого начат административный процесс состава правонарушения;
  • проверяется соблюдение иных процессуальных норм.

Коноплянников Д.А. в полной мере обладает знаниями и опытом, чтобы защищать ваши интересы, а также оказать юридическую помощь, защиту прав и свобод и стать законным представителем физического либо юридического лица.